На наш сайт пришло письмо от мамы, которая была возмущена закрытием групп для детей с задержкой психического развития в дошкольном отделении на Фруктовой улице (1403).
Директор школы Ляпина Е.А. привела, на ее взгляд, «весомые» аргументы в процессе обсуждения необходимости закрытия группы:
- У школы нет денег оплачивать такое количество специалистов (учителей-логопедов, педагогов-психологов, учителей-дефектологов) для групп детей с ОВЗ.
- По Уставу школа является школой с углубленным изучением иностранных языков (на момент разговора с этой родительницей школа уже таковой не являлась, но это не самое главное в данном диалоге), поэтому оказывать образовательные услуги инклюзивного характера не имеет права.
Итак, давайте разберемся в компетентности ответов директора и в целесообразности в целом сворачивания инклюзивного образования в комплексе.
Разве, по словам нашего Президента, одной из приоритетных целей социальной политики России не является «модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех категорий граждан»?
Разве новый Закон «Об Образовании в РФ» 273-ФЗ, знаниями которого директор «козыряла» 26 июня 2017 года на родительском собрании, объясняя, почему из Устава исчезли слова об углубленном изучении английского языка, не призывает в качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья создания в КАЖДОЙ образовательной организации условий для получения образования всеми детьми с ОВЗ? В какую бы образовательную организацию сегодня не обратились бы родители ребенка с ОВЗ, везде им обязаны создать условия для получения качественного образования, иначе это невыполнение закона.
О необходимом количестве специалистов для продолжения работы с детьми ОВЗ в рамках принятой в комплексе стратегии и идеологии инклюзивного образования от имени методического объединения учителей-логопедов директору Ляпиной Е.А. была подана служебная записка еще в прошлом учебном году, однако, она так и осталась проигнорированной.
Но не будем думать, что директор лишает образовательный комплекс инклюзивной составляющей только потому, что недостаточно хорошо знает 273-ФЗ Закон «Об Образовании», ФГОС для детей с ОВЗ, или не владеет знаниями о присутствии в любой образовательной программе коррекционного блока на всех ступенях обучения, которая обязательна к исполнению всё по тому же 273-ФЗ (хотя, все возможно). Гораздо более важным для нее является фонд оплаты труда этих специалистов, на каждом совещании она доносит до сотрудников комплекса, что это просто «безумная цифра», которую уже не способен тянуть комплекс, именно поэтому средства Гранта и не были выделены этим специалистам, хотя именно эти специалисты способствовали обеспечению высоких показателей такого критерия рейтинга «как переход воспитанников дошкольных групп в первые классы той же образовательной организации». Где же деньги? Давайте разбираться. Сокращены две ставки учителей-логопедов первого школьного отделения, ушел учитель-логопед из 6 дошкольного отделения, но на работу принят некий методист по инклюзивному образованию с зарплатой, намного превышающей зарплаты двух (и даже трех) учителей-логопедов, но, непосредственно, не участвующий в коррекционном процессе с детьми. Возможно, этот специалист обеспечивает эффективное взаимодействие всех субъектов инклюзивного образования комплекса, формирует инклюзивные ценности, философию, идеологию инклюзии в педагогическом и родительском коллективах, участвует в осуществлении инклюзивной политики, определении стратегии и тактики деятельности педагогического коллектива в области инклюзивного образования, планирует, реализует и анализирует конкретные шаги администрации по развитию инклюзивной практики в образовательном учреждении? Пока нет. Более того, вопрос родителей, будут ли их дети из групп для детей с ОВЗ обучаться по адаптированной образовательной программе или по адаптированной основной образовательной программе поставил ее в тупик. Надо отнеситесь к методисту снисходительно: Гапчич М.А. никогда не работала на этой должности. Пока ее успехи невелики: снят статус с логопедических групп, закрыты группы для детей с ЗПР, обучение детей в группах с РАС держится на энтузиазме логопеда-дефектолога, как бы не вмешивалась в работу вновь назначенный «управленец» на Б.Черемушкинской 7А и на Болотниковской, 27 без дефектологического образования (о Лиле Адлевне у нас будет отдельный пост по обзору обращений родителей с двух зданий), возможно, методистом проведены какие-то конференции, семинары, она работает над организацией ресурсного класса для детей с РАС, она автор известных (или не очень) статей по дефектологии и т.п.? Пока, нет. Подождем.
Вернемся к кадровой политике уважаемого директора. Зачем же ей сокращение педагогов, порой уникальных специалистов по инклюзии? Возможно, для экономии финансовых средств. Ведь вся экономия по заработной плате поступает в так называемый «директорский фонд», из которого директор ежемесячно имеет право выплачивать премии вновь назначенным заместителям и другим администраторам? Но, как видно, из простых расчетов сумма экономии ничтожна по сравнению с основными потоками финансовых средств, иначе на работу никогда не был бы взят методист по инклюзии, перекрывающий всю экономию. Комплекс прекрасно работал без этой административной должности и не закрывал группы для детей с ОВЗ, проводились семинары и конференции по преемственности между коррекционной работой специалистов дошкольных и школьных отделений, которые транслировались в он-лайн и до сих пор доступны на профильных страницах и группах в фейсбуке, на школьном канале ютуба (как бы их не пытались закрыть). В чем же тогда дело? Вероятно, в желании полностью развалить как инклюзивное образование, так и уникальное гимназическое и лицейское образование в комплексе. В мае было официально объявлено о закрытии гимназических классов, в лицейских классах учебные планы изменены так, что они больше не могут считаться лицейскими, английский язык углубленно изучаем в подгруппах по 15-17 человек, как в общеобразовательной школе, исключены все предметы, преподавание которых велось на английском языке, кружки в дошкольных отделениях стали платными, в школьных на все платные кружки выросли цены (наверно, в связи с инфляцией, но, отнюдь не на 5,4% ,как по данным Росстата, выросла инфляция за 2016 год в России J), и вот, наконец, очередь дошла до инклюзивного образования.
МЫ НАШ, МЫ НОВЫЙ МИР ПОСТРОИМ, КТО БЫЛ НИЧЕМ-ТОТ СТАНЕТ ВСЕМ!
А сможете ли построить, Елена Александровна? Хотя Вы вряд ли ставите перед собой такие цели.